Консультация детского психолога (дети с 3 до 11, подростки с 12 до 18)
Психологическая помощь детского психолога начинается с индивидуальной консультации. Часто родители задаются вопросом, чего ожидать от консультации детского психолога и в чем заключается психологическая помощь.
Для того что бы было более понятно выделим следующие этапы психологической работы:
1 этап. Общение детского психолога с родителями ребенка.
Важно собрать комплексную информацию о жизни ребенка, его развитии, взаимоотношениях в семье, окружении ребенка, происходит сбор анамнеза. При необходимости родители выполняют психологические задания. На этом этапе мы знакомимся и определяем задачу, которую Вы ставите передо мной, как детским психологом.
2 этап. Психодиагностика.
Общение детского психолога и ребенка происходит в доверительной и доброжелательной атмосфере, во время которого создаются комфортные условия способствующие раскрытию ребенка. Обычно необходимо от 1 до 3 консультаций для того, чтобы разобраться в состоянии ребенка и выявить причины такого состояния. Для этого в своей работе я использую как специальные методы психодиагностики, так и методы арт-терапии, сказкотерапии, метод игровой терапии.
3 этап. Собственно психологическая помощь.
На этом этапе происходит:
- Анализ проблемы и её причин
- Обсуждение результатов психодиагностики
- Советы и рекомендации (Может быть рекомендована индивидуальная психотерапия, семейная консультация, занятие ребенка в группе или консультация другого специалиста (Бывает так, что проблема выходит за рамки компетенции психолога и необходима консультация генетика, невролога, логопеда или дефектолога)
В результате консультации детского психолога: вам станет понятно что происходит с ребёнком, что послужило причиной проблемы и будут предложены возможные варианты помощи и способы решения проблемы, даны рекомендации
Психотерапия детских проблем.
Психотерапия детей и подростков – это индивидуальное общение психолога с ребенком, проработка и помощь в решении эмоциональных, поведенческих проблем, трудностей в общении посредством разных методов и техник, таких как арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия, куклотерапия, свето-звуковая стимуляция. Подробнее о методах работы
Детская психика отличается от психики взрослого человека своей гибкостью и особенностями восприятия, способностью быстро учится. Следует учитывать, что у каждого ребенка своя свой внутренний мир, своя система ценностей и своя реальность, которую необходимо уважать и принимать, даже в самом маленьком человечке видеть личность, со своими особенностями и привычками, своим характером и типом темперамента. Поэтому к каждому ребенку необходим свой уникальный индивидуальный подход и главной целью детского психолога становится сделать жизнь ребенка лучше, Как правило, постараться для этого приходится всем – и психологу, и родителям, и ребенку.
Ведущей деятельностью детей является игровая деятельность. Именно игра является основным способом взаимодействия с миром и окружающими, т.к. детям трудно выражать себя с помощью слов, и все проблемы лежат за рамками осознанности. Свободно играя, ребенок получает возможность избавиться от негативных эмоций, выражает свои чувства и переживания, учится их контролировать. Играя, ребенок может получить новые навыки общения, закрепить новые модели поведения. Хороший психолог создаст безопасное и комфортное пространство, в котором поможет ребёнку раскрыться.
В результате психотерапии у ребенка: снижается уровень тревоги, страхов, расширяется диапазон способов, как справиться с трудной ситуацией, ребёнок начинает лучше понимать себя и свои чувства, а также суть происходящих в его жизни событий, становится более самостоятельным и т.д. в зависимости от того, какие задачи были поставлены детскому психологу.
В конце терапии подводится итог, родители получают определенные рекомендации и составляются планы на дальнейшее.
Диагностика готовности ребенка к школе и развивающие занятия.
Когда ребенок поступает в школу, зачастую ему приходится проходить тестирования и собеседования. Задача педагога узнать сформированы ли у ребенка необходимые навыки, такие как счет, письмо, чтение. У психолога же иная задача и заключается она в том, чтобы определить уровень психологической готовности ребенка к школе.
К тому моменту, как ребенку пора идти в первый раз в первый класс ребенок должен хорошо понимать, что такое школа и что в ней делают, для того, чтобы у него сформировалась внутренняя позиция школьника, и появилось желание чему-то научиться. А ведь все мы прекрасно знаем, что научить ребенка тому, чему он учиться не хочет невозможно. В 7 лет у ребенка уже появляется потребность в другой познавательной деятельности, не только в игре.
Что необходимо ребенку, чтобы успешно учится в школе?
- Уметь совладать с собой (самостоятельность, способность к самоорганизации)
- Умение ладить с окружающими людьми (как со сверстниками, так и со взрослыми)
- наличие учебной мотивации (желание осваивать знания, интерес к учебе)
- иметь определённый уровень развития интеллектуальной сферы: мышление, речь, память, внимание
- волевая готовность ребенка к школе (произвольность внимания, способность сосредотачиваться, соблюдать правила заданные взрослым )